Наследие проф. Ф.В.Кондратьева

Доклад в Мосгордуме 24 марта 2005г.

Сатанизм – реалии наших дней

Согласно материалам  Института  Государственно-конфессиональных отношений и права в России, в настоящее время на территории Российской Федерации действует более 500 деструктивных религиозных культов. Среди них ведущее место как по распространенности, так и по социальной опасности представляют сатанинские организации.

Обычным людям, погруженным в свои повседневные заботы, трудно представить, что сатанинские организации и сатанисты – реалии наших дней. Однако это тот факт, который необходимо принимать во  внимание  как  широкой  общественности, так  и сотрудникам государственных органов и, прежде всего, правоохранительных ведомств при раскрытии убийств, совершенных по непонятным мотивам, или при розыске пропавших людей. (В порядке справки: в настоящее время в МВД России стоит на учете около 40 тысяч пропавших без вести, из них почти тысяча – дети до 12 лет, одна треть которых значится в розыске уже длительное время – годы).

В средствах массовой информации довольно часто проскальзывают сообщения о ритуальных убийствах, совершенных сатанистами, об их надругательствах над христианскими святынями, об осквернении могил, на которых были кресты. Однако по сравнению с многочисленностью таких фактов, приводимых  средствами массовой информации, очень редко сообщается о том, что суды вынесли обвинительные приговоры по таким уголовным делам. Как правило, даже если и возбуждались уголовные дела, и они доходили до суда, то там они, говоря на языке адвокатов, "рассыпались".  Сами  обвиняемые  и  свидетели по делу начинали отказываться от ранее данных показаний. Обвиняемые утверждали, что оговорили  себя  "под  давлением" следователей. Свидетели "вдруг вспоминали", что... ничего не знают. То, что "хорошая" работа адвокатов и явное запугивание свидетелей могут "рассыпать" любое обвинение, даже в самом очевидном преступлении, я знаю по своему сорокапятилетнему опыту работы судебным экспертом. Отсутствие достаточной информации о завершенных расследованиях уголовных дел по преступлениям сатанистов может создать впечатление, что все эти истории – выдумки журналистов.

Либеральные реформы в России начала 90-х годов принесли среди прочего информационную свободу. Информационная свобода, как и всякая другая, может быть использована и на благо и на зло. Деструктивная духовность использует эту свободу в своих целях более  чем успешно, в том числе и в распространении сатанизма.
Сатанизм является формой религиозного самосознания, определяющего социальное поведение, его нравственное содержание полностью противоположно традиционным религиям, в которых дается нравственная направленность поведения на творение добра. 

Является фактом, что в настоящее время вера в могущество дьявола перестает быть уделом отдельных сект или невежественных обывателей. Кажущаяся необычность для современного  образованного человека верить в могущество сатаны, посвящать свою жизнь фанатичному служению во имя его славы и нелепость  сатанинских ритуалов вполне может предполагать психопатологию, что даже приводило к ошибочной диагностике шизофрении. 

Вместе с тем, религиозное представление о дьяволе является столь же исторически развивающимся положением, как и понятие Бога.   «Развитой культ дьявола – форма религиозной практики, в основе которой – мифологизированный мистический опыт отношения человека к окружающей действительности. Изменение социальных функций, выполняемых культом дьявола, отражает особенность основных этапов исторического развития общества»  – таково мнение профессора Колесникова А.С. (1977), заведующего кафедрой современной зарубежной философии СПб Государственного  Университета.

Впервые целостное представление о личностном воплощении доброго и злого начала мироздания формируется в зороастризме (религии, основанной в VI в. до н.э. иранским пророком и реформатором Зороастром). От этой религии исходит последующая разработка учения о демонах как о могущественных носителях в земном мире злого начала. Массовости культа дьявола способствовала «дьволизация» традиционной народной магии и  наполнение конкретным языческим содержанием (ведовством, оккультизмом, фольклорной религиозностью) различных ересей.
В одном из последних фундаментальных исследований феномена сатанизма, представленного в книге Юрия Сандулова «Дьявол. Исторический и культурный феномен», обоснованно утверждается, что культ дьявола это не плод фантазии или невинная игра падкого на экзотику обывателя. По мнению автора, история показала, что за ним – многовековая традиция, что поддерживают его влиятельные и богатые организации, что религиозный дуализм, являющийся его мировоззренческой базой, легко воспроизводится современным сознанием.

Современная сатанинская идеология, была сформулирована в ХХ веке кумирами вольнолюбивой  молодежи Alister Crowley и LaVey и стала активно распространяться (правда, редко обозначая себя своим именем) по всем информационным каналы и даже сети Интернета, не говоря уже об обширной печатной продукции. Сутью этой идеологии является то, что "в реальном мире" род человеческий – просто "передовая форма злобных животных", у которых слабые подавляются сильными, а такие чувства, как любовь, сострадание и  теплота  являются  характерными признаками слабых. Гордость обладания абсолютной властью – основа сатанинской идеологии: власть  быть  свободным  от  любого  ограничения  (юридического, нравственного), от любого сдерживания своих желаний. Это торжество собственного "Я", реализуемое так, что мое "Я" становится центром вселенной, и поэтому если это "Я" чего хочет, то оно может получить всё здесь и сейчас, запретов нет. Такое понимание "закона жизни", в частности  для  подростков, подвергнутых  судебно-психиатрической экспертизе, не представляется уже как нечто аморальное, оно для них стало нормативным. Результаты морали "нового поколения"  –  саморазрушающее поведение: резкий рост наркомании, венерических болезней и особенно СПИД'а, беспрецедентное число разводов (и, соответственно, социальных сирот), а также гетеро- и аутоагрессии, особенно подростковой.

Материалы судебно-психиатрических экспертиз свидетельствуют, что старшее поколение, в том числе родители совершивших убийства, не имеет представления о том реальном духовном мире, в котором живут многие молодые люди, в первую очередь поклонники "тяжелого металла" (heavy metal music). Этот тяжелый рок фактически прославляет идеологию сатанизма. Достаточно указать названия некоторых таких рок-групп: Slayer (Убийца), "KISS" (аббревиатура слов "Kids In Satan's Servisе" – "Ребята на службе сатаны").  Даже  поверхностное  знакомство  с репертуаром подобных рок-групп говорит само за себя, в нем отчетливо выступают две темы – убийство (включая  расчленение  жертв) и самоубийство. Песня из альбома группы "Dead Kennedy": "Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю крики их.... Я убиваю детей, ударяя их головой о двери. Я убиваю детей и с нетерпением жду, чтобы добраться до вашего". Песня из альбома "Hell Awaits" группы "Slayer": "Без всякой видимой причины убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду преследовать тебя до конца". Песня "Убийство – это мое дело... И дело  это  хорошее! " самая типичная по названию в этой серии. Самоубийство выдвигается как ответ на жизненные проблемы, как некий вид ритуального акта мужества или религиозного рвения. Такие песни, как "Решение – самоубийство", "Обязательное самоубийство", "Убить себя, чтобы жить", "Ветры самоубийства" превозносят достоинства подобного "решения". Проведенные исследования репертуара 700 самых популярных песен "тяжелого металла" показало, что в 50% из них прославляется убийство, в  7% - самоубийство и в 35% напрямую упомянутая сатанинская идеология. Согласно исследованиям американской National  Education  Association  около 6000 самоубийств в год, совершаемых молодежью, вызваны именно влиянием подобной музыки. Вряд ли стоит гадать, какое влияние эта "лирика" оказывает и на молодого россиянина, который слушает ее повседневно, неустанно, одержимо.

Основа   культа сатаны –  принесение жертвы для магических целей. Основополагающие книги сатанистов содержат главы типа "О кровавой жертве и родственных предметах" или "К вопросу о Человеческом Жертвоприношении". Настоящая жертва для сатанистов – не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. В ходе истязаний из жертвы выделяется  нужная  сатанистам  энергия. Способы убийства весьма разнообразны, так, Алистером Кроули рекомендуется в зависимости от мистических целей  закалывание, забивание  на смерть, утопление, отравление, обезглавливание, раздавливание, сожжение и другие, в том числе поедания еще живых трепещущих органов умирающей жертвы. Выбор жертвы может быть и случайным, но желательно, чтобы  это  был христианин. Самой излюбленной жертвой это "любой из тех, кто выступил против или серьезно нарушил спокойствие" сатанистов. Тем самым он как бы дал разрешение на свои мучения и гибель. Вместе с тем ритуальное убийство младенцев остается изысканным жертвоприношением. Наставник современных сатанистов Алистер Кроули похвалялся, что с 1912 по 1928 год приносил в жертву в среднем по 150 младенцев ежегодно.

Как ни странно на судебно-психиатрической экспертизе сатанисты редко скрывали и даже бравировали своим сатанизмом и тем, что основной сутью является ритуальные убийства. Так, один из них хладнокровно, во всех деталях рассказывал о своей сатанинской общине, в которой было человек 60-70.   Руководил всем учитель-наставник в возрасте лет под 70. Встречались в подвале, который арендовали под спортивный клуб. В зале   были штанги и другой спортивный инвентарь, и кто хотел, мог в свободное время накачивать мускулы.

Интересны и другие детали. Общие встречи посвящались регулярным сатанинским праздникам или принятию   новичка в сатанисты. Главные праздники проходили по полнолуниям, первый праздник в году отмечался 7 января. На этих собраниях все садились кругами. В центре был учитель, в первом круге вокруг него садились самые достойные и проверенные члены. Во втором круге и далее собравшиеся также распределялись "по заслугам". Во время сборищ одевали черные майки с пентаграммами и другой сатанинской символикой. Зажигали черные свечи, изготовленные из свиного жира. Начинались ритуальные прославления сатаны и клятвы верности в служении его делу. Учитель нередко рассказывал, как дела идут в других сатанинских общинах Москвы и России, но никогда не называл ни своего имени, ни имен других руководителей. Сообщал также о международных встречах, на которые он ежегодно выезжал в Германию. Отмечал, что, по словам учителя, в Москве 5 мощных сатанинских организаций с числом до 1000 членов в каждой, по России более 100 таких организаций.

В организации этого сатаниста пять раз в году совершались ритуальные жертвоприношения. В заполночь группа сатанистов из 5-6 человек выходила на улицу "выбирать" жертву. В их общине для жертвы выбилась мужчины не старше 40 лет. Такому случайному прохожему наносился удар по голове и сразу же в его лицо пускали газ из баллончика или прижимали ко рту и носу тряпку, промоченную эфиром. Затем потерявшего сознание человека затаскивали в машину и везли в свой "клуб". В дороге по мере необходимости добавляли парализующий газ. Уже в подвале пока жертва не пришла в себя, ее привязывали к кресту-колесу (специальный крест, который можно повернуть в пол оборота), а рот заклеивали скотчем. Самому почетному сатанисту из круга приближенных (который подтвердил за последний месяц право таковым считаться) доверялось   собственноручно ножом на животе жертвы глубоким разрезом изобразить пентаграмму. Поскольку к этому времени несчастный должен был уже прийти в сознание, то высшей наградой было предоставление возможности убивающему смотреть "глаза в глаза" своей жертве, видеть ужас, написанный на ее лице и тем самым получать "заряд зла". Стекающую кровь собирали в сосуд, потом колесо с распятым на кресте переворачивали и сливали оставшуюся кровь. Распятый медленно умирал от кровопотери, а его кровь должен был под соответствующие сатанинские заклинания отведать каждый. Далее       труп расчленяли, вынимали внутренности. Сердце и мозги поедал учитель, "менее ценные органы" раздавались на ритуальное поедание остальным сатанистам в зависимости от занимаемого ими круга. "Ели без сострадания, во славу сатане". Остатки вывозили в лес, обливали бензином и сжигали, а затем закапывали. Документы убитого также сжигали, а деньги "шли в общаг". По словам этого сатаниста, за последние 5 лет было около 20 таких ритуальных убийств.

В обязанность членов общины входило помимо вербовки новых членов приобретение холодного оружия (огнестрельным они пренебрегают потому, что оно не дает возможности "глаза в глаза" видеть смертный ужас своих жертв). Оружие в целом необходимо для массового выступления "в назначенный час", о котором сообщит руководитель. В этот час выступят все сатанисты, будут убивать всех тех, кто не согласится поклоняться сатане. Они установят свой порядок, и сомнений в своей победе у них нет.

К числу заурядных дел относится физическая подготовка, особенно усвоение восточных видов борьбы. Желательно чаще напоминать о своей силе вандализмом на кладбищах с обязательным осквернением могил путем перевертывания крестов верхней перекладиной вниз ("сатанинский крест").

Среди  персональных заданий стоит отслеживание информации о сатанизме, о тех, кто выступает против сатаны. За каждым членом закреплен какой-либо информационный источник. В общине есть люди, которые следят за этим даже в интернете. Сам же рассказчик этой истории был обязан регулярно просматривать газету "Московский комсомолец", выявлять все соответствующие публикации и сообщать об этом учителю.

Обратного хода из сообщества сатаны нет. Все знают, чем закончится такая попытка, и поэтому желающих оказаться жертвой   нет. "Это как мафия".

Во время экспертизы этот сатанист с врачами держался несколько развязно, к ситуации нахождения на экспертизе относился облегченно, заявлял, что "ничего страшного, главное, что он "переступил через черту и стал теперь ближе к сатане". Готов получить срок наказания, считает, что в "зоне" найдет близких по духу, а потом и вовсе вернется к своим, но будет уже на почетном месте. Он свободно согласился на видеозапись своего рассказа.  Кстати, сам он обвинялся в  убийстве  своей матери, которая попыталась вызволить его из сатанинской общины. Убив мать, он стал претендовать на более почетное место в кругу своих единомышленников. Не лишнем будет упомянуть: этот сатанист получил 10 лет, Солнцевский суд, который разбирал это дело, даже не обратил внимание на то, что перед ним был сатанист, в настоящее время он уже на свободе.

Более опасными  являются  случаи,  когда  имеется сочетание психической патологии с принятием, даже  временным,  сатанинский идеологии, когда все это смешивается в единый клубок болезненных религиозных переживаний с внешними  проявлениями  и  действиями, соответствующими сатанинской духовности.

Самым ярким примером может служить страдающий шизофренией Николай Аверин. Его имя многократно  упоминалась  в  средствах  массовой информации, его противоправное деяние анализировалось в духовной литературе. Он обвинялся в убийстве трех священнослужителей монастыря  "Оптина Пустынь". Начало шизофренического процесса началось после военной службы в Афганистане. В период заболевания у него развился бред борьбы Бога и сатаны за его душу, при этом он слышал "голос", объявивший его братом сатаны и утверждавший, что при рождении в его тело вселился дух дьявола. После нормализации его состояния в результате лечения в психиатрической больнице он увлекся литературой о сверхестественных явлениях, неоднократно посещал экстрасенсов и гадалок, от них узнал, что у него "черная аура", свойственная аду. После этого стал исповедовать веру в сатану.   Через некоторое время вновь стал слышать голос Бога, который вмешивался в его мысли. В ответ начал ругать Бога нецензурными словами. Заявлял, что он брат сатаны, будет вместе с ним в астральном мире, что ненавидит Бога. Решил за свои мучения отомстить Богу путем убийства трех его служителей. Для этого изготовил меч с выгравированными на нем цифрами 666. В ходе следствия Аверин давал подробные показания, свою вину признавал, сообщил, что слышал голос Бога, который издевался над ним, заставлял делать то, что он не хотел. Тогда понял, что Бог – зло, что сам он – слуга сатаны. Заявлял, что всей своей жизнью готовился к этому убийству, так как хотел этим "достать" Бога на земле. Утверждал, что он – воин сатаны в войне Бога и сатаны за души, и то, что он совершил, нельзя считать уголовным преступлением, как не может считаться уголовным преступлением убийство противника на войне.

Диагноз шизофрении на судебно-психиатрической экспертизе не вызывал сомнений и подтвержден последующими наблюдениями. Однако интересно отметить реакцию некоторых СМИ, утверждавших правомерность существования различных религиозных убеждений, в том числе сатанизма у Аверина. Основная позиция средств массовой информации отражала ортодоксальные взгляды антипсихиатрии – это не болезнь, это религиозные переживания. Более того, официальное телевидение добилось эксклюзивного права производить видеосъемку больного в следственном изоляторе, а также в период его пребывания   на  экспертизе  и  непосредственно  во  время судебно-психиатрического освидетельствования. Все это делалось по инициативе  известного сценариста для "документального" фильма о сатанистах. Заключение экспертной комиссии о том, что Аверин страдает шизофренией,  было  оценено  авторами  сценария  как  "очередное злоупотребление психиатрией" именно потому, что идея сатанизма вполне совместима  с  реальностью  и  имеет  широкую распространенность (последнее,  к  сожалению,  соответствует  действительности). Не далеко от этого ушли авторы ряда богословских трудов, в которых сатанизм Аверина так же трактуется как чисто религиозное убеждение.

Проведенные судебно-психиатрические экспертизы сатанистам, у которых не было психического заболевания, все же определяли у них некоторые психические нарушения, связанные с пролонгированной психотравмирующей ситуацией в семье или с ранней органической патологией головного мозга.

Подростки-сатанисты –  все из неблагополучной среды: вместо доброго семейного воспитания с формированием  положительных  нравственных ориентиров  –  постоянные  примеры жестокого, злобного отношения взрослых, вместо воспитания в духе взаимной любви –   пренебрежение к личности подростка, что питает постоянное ощущение никому ненужности и создает стрессовую ситуацию с чувством тревожности. Аффилиация, то есть стремление человека  быть в обществе людей, проявляется у таких подростков тенденцией к группированию с себе подобными. Общение и близость с другими подростками с такими же личностными проблемами приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Именно поэтому такие подростки, не имея возможности войти в иную группу общения, где они находили бы соответствующее их особенностям взаимопонимание, легко присоединяются к антисоциальным группировкам. В них помимо чувства общности у подростков формируется осознание своего превосходства над "благополучными"  сверстниками. Целенаправленное   формирование сатанинского наставником ориентаций на нормативность агрессивного отношения к обществу развивает и закрепляет соответствующий характер поведения подростков.

Особая наблюдается картина, когда  у  подростка  исходно  формируется индивидуально-оппозиционное отношение к окружающим, к  социальной нормативности. Причину этого можно искать в определенной психической слабости  (связанной, как  правило, с  последствиями  раннего органического повреждения головного мозга – перенесенными травмами, тяжелыми инфекционными заболеваниями).  Эти нарушения приводят к задержке психического развития и формируют  чувство (нередко бессознательного) своей ущербности, социальной  несостоятельности  с  потребностью   их геперкомпенсации.

В этих случаях невозможность достичь желаемого для себя социального статуса сопровождается внешне обвиняющими  реакциями  сначала  к ближайшему окружению, затем и к людям вообще. Формируются своего рода "мстители  обществу".  Первоначально  это  находит  отражение  в "творчестве", в изображении однообразных по тематике, но неизменно изощренных по композиции сценах насилия и убийств, нередко с участием известных садистов и террористов как героев для подражания. В случаях установления контактов с сатанистами такие подростки и юноши приходят в группу с уже сформированной ориентированностью на творение зла. Какой-либо критики к своему образу жизни, к вере в могущество сатаны добиться у них в этот период их жизни невозможно. Они не хотят менять свои убеждения хотя бы потому, что без них окажутся лишенными той опоры в жизни, которую дает им возникшее в сатанинской группе чувство превосходства перед другими.

Профилактика сатанизма – привитие детям с раннего возраста духовности любви и добра. Это задача семьи и школы. Духовное оздоровление общества – это общая задача всех, кто еще не потерял любовь к Отечеству. Выявление сатанинских организаций и соответствующие меры по их ликвидации – проблема правоохранительных органов.

проф. Ф.В.Кондратьев