castle

SEKTAINFO.RU

Главная
Об авторах
Секты и культы
Секты в Туле
Новости
Документы
Библиотека
Ссылки
Секты в Туле

Федоровское движение и Тула

У нас нет сведений, указывающих на то, что в Туле когда-либо были бы организованные группы или кружки федоровцев. С Тулой, как известно,  связано по сути исчезновение первой волны федоровского движения. Лидер движения федоровцев в Советском Союзе А.К. Горский умер в 1943 г. в тульской тюремной больнице.

Федоровское движение - особое мировоззренческое направление в русской религиозно-философской мысли, являющееся результатом синтеза нескольких философских и религиозных идей: от идущих из древности до современных, в особенности, свойственных XX веку. Будучи взращенным на почве христианских традиций, движение опирается на наследие русской религиозной философии "серебряного века", и в этом плане является практически единственным среди существующих в наши дни.

Идеолог движени - русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), родоначальник активно-эволюционной мысли. Труды Николая Федорова, в которых изложены его философские идеи, вышли после его смерти под названием "Философия общего дела". Это название закрепилось за всей системой философских взглядов мыслителя. "Философия общего дела", в свою очередь, является идейным ядром отдельного направления в философии "русского космизма".

Федоровское движение генетически выкристаллизовалось среди "Голгофского христианства" - одного из дореволюционных христианских модернистских движений XX века. Круг лиц, связавших в дальнейшем свое имя с идеями "Философии общего дела", был сформирован в 1912-13 гг. в процессе работы над журналом "Новое вино", инициатором которого выступил лишенный сана за свои радикальные политические движения священник Иона Пантелеймонович Брихничев (1879-1968). Те, кто работали над журналом, составили костяк коллектива, осуществившего в 1914 г. издание первого сборника "Вселенское дело".

C момента выхода в свет сборника "Вселенское дело" движение оформляется в постоянно действующие семинары и литературно-философский кружок. Лидерами движения становятся философы А.К. Горский и Н.А. Сетницкий. В 20-е годы с ними сближается В.Н. Муравьев, вокруг которого отдельно организовался кружок молодых людей, его бывших студентов по так называемому Институту живого слова.

С конца 20-х до начала 40-х все федоровцы были подвергнуты репрессиям, окончившимся кончиной их лидера А.К. Горского, умершего в 1943 г. в тульской тюремной больнице. На этом Федоровское движение в СССР было практически оборвано. Отдельной страницей истории Федоровского движения является его деятельность в эмиграции: в Китае и среди сторонников "пореволюционных течений", главным образом, евразийцев.

В конце советского периода интерес к идеям Федорова проявился в на фоне общего интереса гуманитарной интеллигенции к русскому философско-религиозному наследию конца XIX - начала XX вв., а также в контексте таких течений, как ноосферология, биосферная концепция, активно-эволюционная идея и т.д., объединившихся в рамках идейно-философского направления "русский космизм".

80-е и 90-е гг. можно считать зарождением второй волны федоровского движения.

Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектантства
По материалам: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=9097&topic=100