castle

SEKTAINFO.RU

Главная
Об авторах
Секты и культы
Секты в Туле
Новости
Документы
Библиотека
Ссылки
Секты в Туле

Секта пашковцев и граф Бобринский

Секта пашковцев (общая информация о секте в конце статьи) благодаря деятельности нашего земляка графа А.П.Бобринского в свое время пустила довольно глубокие корни в Тульской земле. Только жесткими мерами правительства распространение этой ереси в свое время удалось остановить.

Граф Алексей Павлович Бобринский (1826 — 1894) принадлежал к высшей российской аристократии. Его дед, Алексей Григорьевич Бобринский был внебрачным сыном Екатерины II и графа Г. Г. Орлова. Император Павел I называл его своим братом.

Алексей Павлович окончил Александровский лицей, служил в Министерстве иностранных дел. С 1856 г . был флигель-адъютантом императора Александра II, выполнявшим его личные поручения. С 1871 г . он — член Государственного Совета, с 1872 г . генерал-лейтенант и министр путей сообщения

Граф Бобринский имел великолепное образование, увлекался философскими вопросами. Обладая большой библиотекой философской литературы и много читая, он в итоге стал убежденным скептиком.

Судьба графа оказалась в каком-то смысле зеркальным отражением судьбы лорда Редстока. Участвуя, как и Редсток, в Крымской войне, он заболел тифом и тоже оказался при смерти. Когда послали за священником, то больной в ожидании его прихода дал обещание в том, что если ему удастся выздороветь, то он будет каждодневно молиться Богу. Избежав смерти, он последствии неукоснительно выполнял это обещание.

Прошли годы. Бобринский стал генерал-лейтенатном, министром путем сообщений. И вот однажды к нему в дом по приглашению его жены является лорд Редсток. Когда они встретились, англичанин спросил его: «Вы спасены?» Этот вопрос привел графа в некоторое замешательство, так как у него не было однозначного ответа.

Во время обеда гость начал изъяснять суть «Послания к римлянам» апостола Павла. Бобринский внимательно слушал, но вскоре встал, извинился, сославшись на неотложные дела, и удалился. Придя в свой кабинет, он тут же сел за стол, чтобы записать свои возражения Редстоку. Его скептическому философскому уму представлялось, что в Библии много противоречий, и он начал составлять их перечень, чтобы предъявить их лорду для разъяснений. Однако, тут случилось нечто неожиданное. «Каждый стих из Библии, — писал он впоследствии, — который я читал для утверждения своей правоты, обращался, подобно стреле, против меня. Я чувствовал силу Святого Духа и не умею объяснить как, но знаю, что я родился свыше». Во время перечитывания сделанных записей его внезапно как будто «осиял яркий свет» и пронзила мысль о том, что его оппонент абсолютно и безусловно прав, что в мире нет иного Спасителя, кроме Христа. Граф тут же опустился на колени, погрузился в молитву и почувствовал, что отныне его сердце полностью принадлежит Христу.

Следствием этого обращения стало то, что от скептицизма Бобринского не осталось и следа. В последствии он с радостью предоставил свой дом для молитвенных собраний.

Когда в 1877 г . в Москве открылась очередная выставка, то на ней по инициативе и при участии Бобринского было бесплатно роздано посетителям несколько тысяч экземпляров Нового Завета.

После выхода в отставку Бобринский много времени проводил в своем имении в Тульской губернии, где не прекращал «евангелизационную» деятельность.

Интерес к новой секте проявил и Л.Н.Толстой. В письме своей двоюродной тетке А.А.Толстой от 20 марта 1876 г . он ее спрашивает: "Вы знаете Редстока? Какое он произвел на вас впечатление?" В этом же письме Лев Николаевич сообщает о своем свидании с графом А.П.Бобринским: "...Алексей Павлович, который очень поразил меня искренностью жаром своей веры. И никто, никогда лучше мне не говорил о вере, чем Бобринский ... чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют его веры, и чувствуешь главное, что этого счастья его веры нельзя приобрести усилием мысли, а надо получить его чудом. И этого-то я желаю..."

Встреча, о которой речь идет в письме, была в феврале 1876 г . в Ясной Поляне. Были и другие встречи. Известно, что Л.Н.Толстой не раз бывал в Богородицком имении графа А.П.Бобринского. Оно в романе "Анна Каренина" стало Воздвиженским Вронских.

Алексей Павлович и Лев Николаевич были в родстве. Второй сын Толстого, Илья Львович, был женат на Софье Николаевне (урожд. Философовой, 1867-1934). Ее мать Софья Алексеевна Философова и Александра Алексеевна, жена Алексея Павловича Бобринского были родными сестрами Писаревыми (внебрачными дочерьми В.А. Раевского). Дети Алексея Павловича и Александры Алексеевны гостили у своей двоюродной сестры Софьи Николаевны в Ясной Поляне.

После ряда предупреждений, за распространение вредного сектантства граф Бобринский, подобно его соратникам Пашкову и Корфу, выслан был правительством из России, куда ему более так и не довелось вернуться.

_____________

 

ПАШКОВЦЫ. Эта секта возникла среди высших слоев нашего образованного общества, откуда уже распространилась и теперь распространяется в низшие классы его. Основателем ее у нас был приезжавший в первый раз в 1874 г . с проповедью своего лжеучения среди великосветского общества в С.-Петербург англичанин лорд Гренвилль Редсток; наиболее же деятельным распространителем и насадителем этой секты в нашем отечестве был отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков, от имени которого она и носит свое название. Ему помогали графы Бобринский и Корф и многие др. Пропаганда главарей секты, стремившихся "просветить" своим лжеучением весь русский народ, будучи перенесена далеко за пределы Петербурга, способствовала распространению этой секты в Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Воронежской, Олонецкой, Ярославской, Херсонской и др. губерниях. До 1884 г . пашковцы деятельно распространяли свое учение преимущественно литературными средствами. С этой целью было учреждено ими в 1876 г . "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", которое начало выпускать в свет массу брошюр, где очень искусно и замысловато проводили свои сектантские верования и убеждения, и издавать с тем же направлением журнал под названием "Русский рабочий". В 1884 г . 24 мая последовало Высочайшее повеление: "Закрыть общество поощрения духовно-нравственного чтения и принять меры к прекращению распространения учения Пашкова на всем пространстве Империи", а в 1886 г . последовало от Св. Синода вторично запрещение распространять в народе брошюры вышеназванного общества. Сам Пашков в 1884 г . был выселен за границу и поселился в Париже. Но и отсюда он до самой смерти своей (30 янв. 1902 г .) продолжал поддерживать своих единомышленников и письмами, и деньгами. Учение пашковцев состоит в отрицании Церкви, как божественного установления, таинств, богослужебных обрядов, церковной молитвы, иерархии, св. икон и значения добрых дел для спасения человека, которое совершается одной только верой во Христа. Библия, понимаемая по личному усмотрению каждого человека, считается у них единственным источником вероучения. Пашковцы учат так; оправдание совершается одной верой, добрые дела, подвиги самоусовершенствования и пребывание в Церкви значения не имеют; спасение совершается исключительно духовно, помимо всяких видимых посредств и учреждений, т. е. иерархия, таинства, обязательное следование церковным установлениям, исполнение обрядов не имеют силы и значения в деле спасения; начало веры и утверждение в ней есть непосредственный мистический акт общения с Богом, который совершается исключительно в области религиозного чувства, сердечного настроения. Ставшему на этом "духовном" пути легко далее дается спасение: ему не нужен священник, - он сам непосредственно кается Богу в грехах; ему не нужны церковные учители, - он сам уразумеет Св. Писание; Христос не покинет его, как бы он ни относился к Церкви и какой бы ни вел образ жизни. Моления у пашковцев состоят из импровизированных молитв, проповедей (произносимых даже и женщинами) и пения любимых стихов. Так как пашковцы никогда не имели яркой и до конца обработанной системы своего вероучения и всегда тяготели к сближению с другими сектами, то их лжеучение одни считают однородным со штундизмом, другие трактуют пашковцев как "духовных молокан", третьи совершенно отождествляют их с баптистами. С конца 1905 г . число последователей Пашкова, получивших свободу исповедания, стало увеличиваться, благодаря усилившейся с их стороны пропаганде своего учения, и пашковцы, усвояющие себе теперь название "христиан евангельского исповедания", начали употреблять все средства к тому, чтобы завязать сношения с молоканами, штундисгами и особенно с баптистами. Цель этих сношений - объединить всех сектантов рационалистического направления так, чтобы они представляли из себя одну общину, которая могла бы с большим успехом действовать против Православной Церкви.

С.В.БУЛГАКОВ

Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения.

Западные христианские вероисповедания.

Соборы Западной Церкви.