castle

SEKTAINFO.RU

Главная
Об авторах
Секты и культы
Секты в Туле
Новости
Документы
Библиотека
Ссылки
Секты в Туле

Противосектантская и противораскольническая деятельность в Тульской епархии

в конце XIX начале XX вв

Главными органами миссионерской противорасколосектантской деятельности в Тульской Епархии состояли епархиальный миссионер, миссионер по г.Туле и уездные миссионеры. Исполнял обязанности Епархиального Миссионера с 1898 по 1902 преподаватель Тульской Духовной семинарии А. И. Бриллиантов, а с 1900 г . - преподаватель Тульской Духовной Семинарии, магистр богословия Димитрий Иванович Скворцов. Миссионером по г. Туле состоял протоиерей Спасо-Преображенской Церкви Димитрий Троицкий.

К началу XX века Тульская епархия не относилась (по отчетам епархиальных миссионеров) к епархиям сильно зараженных расколосектантством. Сведения о количестве инославных, раскольников и сектантов сообщала Миссионерская комиссия при Братстве св. Иоанна Предтечи в своих отчетах, а также такие сведения имелись в отчетах о деятельности церковно-приходских школ и школ грамоты в Тульской Епархии. Количество раскольников (согласно отчетам о деятельности ЦПШ) в Тульской епархии составило:

в 1888 и 1889 г . - всего 1725 человек, из них 781 мужчин и 944 женщин (в отчетах о деятельности ЦПШ приводится полный перечень приходов, в которых проживают раскольники);

в 1889 - 1890 гг . - всего 1806 человек, из них 849 мужчин и 957 женщин;

в 1893 - 1894 гг. - всего 1598 человек (наибольшее количество раскольников проживало в г. Тула и уездах Белевском - 224 чел. и Алексинском - 298 чел.);

в 1894 - 1895 гг. - всего 1673 человека (самыми многолюдными центрами раскола служили город Тула - 861 чел. и уезды Алексинский - 293 чел. и Белевский - 208 чел.).

В 1895 - 1896 гг. - всего 1738 человек (самыми многолюдными центрами раскола служат г. Тула - 835 чел., Алексинский - 306 чел., Каширский - 221чел. и Белевский — 173 чел. уезды);

В 1896 - 1897 гг. - всего 2340 человек (наиболее многолюдными центрами раскола служат г. Тула -916 чел. и уезды: Алексинский - 449 чел., Белевский - 300 чел., Каширский - 227 чел., Тульский -134 чел.).

События 1905 года и появление Указов о веротерпимости 1905 - 1906 гг., негативно сказались на общей обстановке в епархии - количество раскольников и сектантов стало увеличиваться и к 1909 году насчитывало до 5000 человек. Большую часть их них составляли старообрядцы.

Что касается сектантства, то к началу XX века оно переживало «такой фазис, который заслуживает особого внимания со стороны епархиальной миссии, потому что если настоящему сектантскому движению впредь не противостанет правильно организованная внутренняя миссия, то оно может составить грозную опасность для православия».

К 1904 году старообрядцев австрийского толка в Туле насчитывалось до 1000 человек (445 мужчин, 456 женщин).

Поморская секта насчитывала в Туле до 645 человек, в гор. Алексине до 67 человек, в селе Луковицы - 116 человек (раскол в данном селе насчитывал 37 лет).

Тульские раскольники принадлежали к одной из наиболее вредных беспоповщицких сект - феодосьевской. Среди раскольников, по отчетам «присутствовала разобщенность и разбросанность, объясняющаяся отсутствием среди них фанатизма и особой неприязни к православным». Исключение составляли раскольники г. Тулы, которые вели замкнутую жизнь, находились во вражде с православной церковью и не имели дел с православными. «Православных священников чуждались и от бесед с ними уклонялись».

Большинство раскольников г. Венева Тульской епархии принадлежало к поповщинской секте ветковского согласия и к поморскому согласию. Значительному ослаблению раскола способствовало открытие в городе единоверческой церкви и прихода при ней в еще 1818 году.

Тайное сектантство существовало в Тульской Епархии в виде хлыстовщины и скопчества. Хлысты и скопцы, представляли собой особое религиозное общество, совершенно отделившееся от Православной церкви, с внешней стороны не разрывающее с ней связи. Они обыкновенно «исполняли все обряды православной церкви, ходили в храмы, исповедовались, причащались и слыли за самых благочестивых людей. Это наружное выполнение, по возможности, всех обрядов Православной Церкви и христианской жизни, употреблялось ими, как средство скрыть свою принадлежность к секте. Принадлежность к секте обнаруживалась в следующих признаках: мяса они не едят, сына не пьют, в браки не вступают, в кумовья не ходят, в деревенских увеселениях не участвуют».

Сектанты проживали в основном в Одоевском и Белевском уезде - всего число их составляло около 411 человек (из них хлыстов 346, скопцов 65) все в Белевском уезде.

Секта штундистов проживала в Алексинском уезде, где их насчитывалось до 15 человек.

В епархии имелись секты рационалистов с элементами толстовщины. Но, не смотря на то, что сам глава толстовцев проживал в Ясной Поляне, толстовство «не имело среди крестьянского населения губернии какого — либо заметного успеха и распространения. Не говоря о прихожанах других окрестных приходов, и в приходе с.Кочаки, и даже в самой Ясной Поляне (место жительство Льва Толстого) толстовщины не было».

Не сопровождается успехом попытка привить простому народу пашковского учения, пропагандисткой которого является княгиня Вера Кагор.

Количество всех раскольников и сектантов в Тульской Епархии к 1909 году насчитывалось - 2347 человек (количественный состав раскольников и приверженцев сект в епархии к 1909 году показано в таблице в конце данного материала).

Иноверцев в епархии было незначительное число. Проживали они в разных частях, большинство проживало в г.Туле. По большей части служили при фабриках и заводах. Здесь были их храмы и кладбища. В начале 1886 года построен в Туле католический костел, имелась и лютеранская кирха. Пропагандой своего учения среди местного населения они не занимались.

Епархиальная миссия (1902, 1912, 1915 гг.)

Деятельность епархиального миссионера в отчетных годах, как во всех остальных, заключалась в собирании сведений о состоянии расколосектантства в Тульской епархии, в устроении и ведении публичных и частных бесед с уклоняющимися от Православия, как в самой Туле так и в других местах, зараженных расколосектанством, куда он совершал с этой целью миссионерские поездки, и, наконец, в исполнении некоторых особых распоряжений Епархиального начальства касательно дела миссии.

1902 год

Согласно отчету епархиального миссионера, Великим постом проводились собеседования со старообрядцами в городе Туле в Спасском Храме. Бесед проводилось 5: об истине греко-российской церкви; о догмате и обряде; о почитании креста и о крестном знамении с выяснением неправильности взглядов старообрядцев; о посте; об антихристе (против старообрядцев).

Миссионерские поездки были организованы в следующие населенные места Епархии:

- 16 - 18 февраля в пункты раскола в Каширском уезде: село Спас- Тешило, Тульчино, Ново-Никольское. О расколе в приходе следующие сведения: 36 человек поповцы-австрийцы и беспоповцы-нетовцы.

Проводились беседы - об австрийском священстве; об учении Церкви и необходимости принадлежать к ней; беседы со священниками о судьбах раскола вообще и мерах воздействия на раскольников.

- 13 - 15 мая в город Белев. Раскольников до 30 душ, основная масса
принадлежит к беглопоповщине - секта ветковского согласия.

- 28 мая - 1 июня в приходы сел Медведки и Луковицы - раскольники- поморцы.

- 7 - 8 июня в Венев монастырь. Центр - деревня Богоявленка. В приходе более 100 раскольников - все они принадлежат беспоповцам-поморцам.

- 28 июля в село Богучарово (близ села появление штунды). Беседа о штундизме в деревне Волоть. Полное сочувствие и даже содействие в осуществлении намерения беседы, было встречено со стороны помещика села Богучарово Д.А. Хомякова.

- 16-17 ноября в село Бунырево Алексинского уезда, которое занимает первое место по числу проживающих раскольников-беспоповцев феодосьевской секты. Проводились беседы.

- 30 ноября в село Скниги Алексинского уезда, где проживают раскольники-беспоповцы бабушкина согласия и поповцы-австрийцы.


Проводились беседы о происхождении раскола в село Лысцево - приход, где проживают хлысты.

Деятельность миссионера ограничивалась только собиранием сведений.

- в село Велеговши Алексинского уезда, где проживают раскольники-беспоповцы. Проводились беседы.

По мнению епархиального миссионера в Тульской Епархии, в отчетном году, рационалистически отрицательные идеи среди крестьянского населения не имели какого-либо опасного распространения, но. время от времени всплывали идеи толстовства.

1912 год

В течение Великого поста, по воскресным дням, Епархиальный миссионер провел в кафедральном соборе 5 бесед, слушателями которых бывали до 300-500 человек различных классов общества, начиная с интеллигентов и кончая простыми рабочими. По окончании каждой беседы раздавались слушателям многочисленные брошюры религиозно - нравственного и миссионерского содержания, приобретенные на средства Епархиального Братства св. Иоанна Предтечи.

Из миссионерских поездок, которые епархиальный миссионер совершал в уезды Алексинский, Каширский и Крапивенский, большого внимания заслуживают поездки в с.Липицы, дер. Селину Каширского уезда и в с. Селино Крапивенского уезда.

- 23 декабря в селе Липицах, в храме, после литургии, была предложена многочисленным слушателям беседа на тему «Суеверие и раскол».

- в селе Селиной епархиальный миссионер вел частную беседу в доме известного беспоповца.

- 16 декабря в селе Сергиевском епархиальный миссионер провел публичную беседу в храме, после вечерни, на которой было предложено обстоятельное раскрытие происхождение штундо-баптизма, его учения и сделано обличение его в главных пунктах.

Помимо миссионерских бесед и поездок, епархиальный миссионер исполнял и некоторые особые миссионерские дела и поручения епархиального начальства.

1915 год

В течение Великого поста, по воскресным дням, епархиальный миссионер провел в кафедральном соборе 5 публичных бесед, которые начинались и заканчивались церковными песнопениями, из которых избирались наиболее подходящие или по предмету беседы или к воспоминаемым событиям из служб Великого поста. На беседах иногда выступали совопросники и собеседники из среды слушателей по разным вопросам.

В 1915 году было несколько случаев официального перехода из православия в другие вероисповедания, причем уклонившимся предлагалось как миссионером, так и священниками соответствующие увещания.

В 1915 году епархиальным миссионером Димитрием Скворцовым был напечатан «Миссионерский отчет за 1914 год» и им же была напечатана статья «О новейших явлениях и событиях в Тульской епархии».

Уездная миссия (1912, 1915 гг.)

По представленным уездными миссионерами отчетам о расколосектантстве в уездах и их миссионерской деятельности, состояние расколосектанства и дело миссии в уездах представлялось следующим образом.

1912 год

По Богородицкому уезду «не было никаких проявлений раскольнического или сектантского характера», а потому и миссионерская деятельность означенного миссионера ограничилась «лишь общими наблюдениями приходской жизни в отношении расколосектантства».

Белевский уезд - в истекшем году расколосектантство чем - либо особенным не проявляло себя, кроме одного случая совращения в хлыстовство. «Оно жило своей замкнутой внутренней жизнью, почти не обращая на себя внимания односельчан».

Насколько скрытно было хлыстовство, настолько был деятелен баптизм. Хотя численно он не увеличился, но «крестьянин Василий Захаров (ранее перешедший в баптизм) делает попытки совращения в свою секту».

В своем отчете белевский миссионер отмечает, что он для того, чтобы приохотить прихожан к чтению Евангелия и его пониманию, начал чтение Евангелия по-русски в храме, а потом уже по-славянски.

Ефремовский уезд - в апреле месяце в с.Богородицкого-Локотцы поселилось семейство баптистов, члены которого, по сообщению местного священника о. Константина Смирнова, «отличаются скрытностью и необщительностью, а потому в разговор о вере вступают редко, но выяснилось, что глава семьи начинает понемногу пропагандировать, хотя скрытно и осторожно, свое учение». Это заставило о. миссионера и местных священников встать на особой страже Православия. Случаев отпадения от Православной церкви в отчетном году не было, а напротив было два случая присоединения к Православию. Расколоучителей и начетчиков в уезде в отчетном году не появилось.

Каширский уезд - по отчетам миссионеров, имел несколько приходов зараженных расколом.

Раскольники приходов принадлежали к двум толкам: австрийцев и безпоповцев-нетовцев. С дарованием свободы, раскольники австрийского толка стали вести себя смелее: выстроили свой деревянный храм, в котором в праздничные дни совершают богослужения.

Раскольники - нетовцы не имели у себя особого молитвенного дома и свои молитвенные собрания (продолжаются до 3 дней) совершали в частных домах. Стремление к совращению у них весьма сильное, но все-таки о случаях совращения в расколосектантство в уезде не было слышно.

Из сектантов в уезде можно было встретить хлыстов - преимущественно женщин. В виду того, что раскол, главным образом, гнездился в д. Селиной, и деятельность миссионера была направлена преимущественно на этот пункт. Для ослабления раскола в дер. Селиной уже в течении 14 лет имелась церковно-приходская школа, где обучались дети раскольников (в отчетном году обучались 6 человек). В зимнее время под праздник в здании Селинской церковно-приходской школы о. миссионер совершал всенощное бдение с произнесением поучений.

Крапивенский уезд - в приходе с. Сергиевского этого уезда проживало последователей пашковцев 22 человека, которые жили здесь безвыездно. Из коренных жителей с. Сергиевского не было ни одного последователя пашковщины.

В течение года ни один раз бывали в с. Сергиевском «евангелисты» из видных пунктов сектантства - Петербурга, Ростова, из разных городов Кавказа и даже из Англии. Между сектантами распространены журналы «Баптист», «Гость» и другие.

К ограждению православных от сектантства принимались меры миссионерского характера:

- катехизические поучения, произносимые священниками после воскресной беседы;

- при церкви с. Сергиевского имелась библиотека, состоящая приблизительно 1000 книг, которые выдавались народу 2 раза в неделю, в библиотеке имелось много противосектантской литературы;

- священники никогда не отказывали прихожанам «в разъяснении разных недоумений, вопросов — будь-то на дому у себя, или домах прихожан».

Новым явлением в истории местного сектантства представляется то, что некоторые из пашковцев (чел. 7) официально отделились от Православия.

Представительницей раскола в с. Сергиевском являлась только одна женщина поповщинского согласия.

Новосильский уезд - коренное население православное. «Усилившиеся в последнее время отхожие промыслы имеют большое значение в смысле пропаганды неверия и индеферентизма. Молодые люди, по бедности, уходят на заработки в южные губернии, где по неопытности попадают под влияние инославных, сектантов и вольнодумцев». Против штунды и социализма велись чтения и собеседования в школах сел: Архангельского, Михайловского-Мансурова, Вяжей-Козари и др. По отзывам всех пастырей, в религиозно - православной жизни населения Новосильского уезда, никакого ухудшения не замечалось.

Чтобы утвердить прихожан в любви к богослужению, приходскими священниками было обращено внимание на истовое и торжественное отправление церковных служб: в воскресные и праздничные дни произносятся поучения, ведутся внебогослужебные чтения и собеседования.

Одоевский уезд - положение расколосектантства, по сравнению с 1911 годом, нисколько не изменилось. Со смертью в марте 1912 года главного представителя Одоевских раскольников - беспоповцев Григория Копырина, разрушился главный «столп» и «опора» всех 4 раскольнических семейств в городе Одоеве.

Веневский уезд - в дер. Бурдукове Веневского уезда проживали раскольники поморского толка 39 человек мужского пола и 34 женского пола. Нового движения не замечалось.

Тульский уезд - раскольники проживали исключительно в дер. Богоявленской, их насчитывалось 176 человек (87 мужского пола и 89 женского пола). Все они принадлежали к поморскому согласию. Местом богослужения служил молитвенный дом, построенный в 1908 году.

В приходе села Денисова, в дер. Коршунковке проживали раскольники поморцы в количестве 7 человек (3 мужчин и 4 женщины).

В приходе сел Гайтурова, Боровкова и Денисова в небольшом количестве имеюлись толстовцы.

В заключение отчета отмечалось, что случаев обращения заблуждающихся в православную церковь не было много, но случаев уклонения от Православия было меньше чем обращений.

1915 год

Белевский уезд - в отчетном году стало известным о незначительных проявлениях баптизма в 3 приходах: сел Зайцева, Шамордина и Алтухова.

Веневский уезд — по этому уезду «царило полнейшее спокойствие»: пропаганды каких-либо неприязненных проявлений со стороны раскольников и сектантов, совращений из Православия совсем не было.

Епифанский уезд - ничего соблазнительного для православных не было. Через таинство Миропомазания были присоединены к православной Церкви 3 беженки-лютеранки.

Ефремовский уезд - отпадения в раскол и совращения в сектантство не было.

Каширский уезд - с давних пор был заражен расколосектантством -довольно сильно расколом (старообрядцев насчитывалось до 150 человек -австрийцев до 100, безпоповцев-нетовцев до 50). Сектантство здесь проявлялось в единичных случаях.

Деятельность каширского уездного миссионера состояла в собирании, по возможности, полных сведений о расколосектантстве по уезду, в наблюдении за разными его проявлениями и в беседе с раскольниками. Для ослабления раскола в селе Селине уже 17 лет имелась церковно-приходская школа, в которой в 1915-1916 году обучалось 4 детей раскольников.

Новосильский уезд - по отчетам миссионеров в приходе в этом году появился сектант, принадлежащий секте «евангельских христиан». Правильно организованных обществ раскольников и сектантов нет.

Время войны внесло отрадные явления в дело отрезвления народа. Население стало мирно, установилась трезвость. Деятельность обществ трезвости выражалось в устроении чтений и собеседований о вреде пьянства, в раздаче трезвеннических листков и брошюр. Во всех приходах раздавались брошюры и книжки религиозного и нравственного содержания, рассылаемые Братством св. Иоанна Предтечи.

В Соборной церкви города Новосиля велись собеседования миссионерского характера - о заблуждении штундистов, пашковцев, евангельских христиан и толстовцев.

Одоевский уезд - все православное население уезда оставалось твердо установившимся в православной вере, а последователи раскола и сектантства не только не увеличились, но «стали как-то совершенно незаметными для окружающего населения — в массе православного».

Чернский уезд - население все православное и «религиозно-нравственное состояние приходов уезда вполне можно считать выше удовлетворительного».

В уездах Алексинском, Богородицком, Крапивенском и Тульском в мире расколосектантства не было отмечено каких-либо событий или движений, которые могли бы возбудить тревогу Епархиального миссионера. Тем не менее уездные миссионеры не оставляли без внимания и наблюдения главнейшие центры расколосектантства в означенных города.

В заключении можно сказать, что епархиальные миссионеры, подводя итоги своей деятельности, в отчетах отмечали: «в общем, Тульская епархия по сравнению с соседними Калужской. Рязанской, Московской и Орловской — в отношении сектантства — представляет исключение, потому что в ней насчитывается только незначительное число сектантов».

 

 

Количество раскольников и сектантов в Тульской Епархии в 1909 году

 

Мужчин

Женщин

Всего

Поморцы

472

480

952

Феодосьевцы

35

37

72

Бабушкино согласие

3

2

5

Нетовцы

14

25

64

Австрийцы

391

407

837

Старообрядцы-раскольники

9

4

13

Беспоповцы

12

23

35

Поповцы

22

21

43

Часовенные

4

1

5

Неизвестные толкования

3

1

4

Хлысты и скопцы

97

120

217

Штундобаптисты и пашковцы

?

?

?

Толстовцы

6

3

9

Иоанниты

1

6

7

Всего

 

 

2347