Секты в Туле

Тульское городское Рериховское общество

«Тульское городское Рериховское общество» (ТГРО), как некоммерческая общественная организация в Туле действует с 1994 года. Организаторы общества заявляют, что осуществляют на общественных началах культурно-просветительную деятельность, целью которой является знакомство туляков с идеями и творчеством Н.К.Рериха и его семьи.

По состоянию на 2005 год в составе ТГРО было 9 человек. Судя по всему, в настоящее время число приверженцев этой оккультно-религиозной группы не увеличилось.

ТГРО зарегистрирована как общественная организация и тесно связана с Международным Центром Рерихов (МЦР) - основной организацией Рериховского движения. Председателем ТГРО является Аверин Николай Федорович (в 1999 году награжден МЦР медалью «Николай Рерих»). Кроме Аверина к  ТГРО имеют или ранее имели отношение такие известные нам «деятели» как  Омельчук В.Ю., Михалев П.М., Зимин А.Г., И.И. Проскурина, С.И. Алексеева, Н.М. Горбушина, С.Л. Горбушин, А.С. Горбушин, Н.Л. Леонов и др.

 

 

 

Рерих Н.К.

В рамках общественного подразделения ТГРО Клуба «Рерих и Культура» рериховцами на базе тульского Дома Учителя много лет  проводились различные мероприятия – лекционные циклы, тематические вечера, выставки картин художников, фотовыставки, концерты, беседы и т.п.

Ежегодно рериховцы проводят т.н. «Рериховские чтения» в городе Веневе Тульской области.

Тульские адепты рерихианства периодически проявляют себя в качестве организаторов разного рода негромких общественных мероприятий, как правило, тесно связанных с их идеологическими установками. Например, в 2005 году ТГРО готовилось к празднованию 70-летия «Пакта Мира» Николая Рериха. «Пакт Мира» был написан Рерихом в 1935 году и 21 государство подписало его. России нет среди этих стран. Основная идея пакта, со слов рериховцев, – защита культурных ценностей.

В рамках данного мероприятия 2005 года рериховцы планировали «поднимать шум», чтобы «мешать захватывать частным лицам культурные сооружения».

Клуб «Рерих и Культура»

Посредством клуба «Рерих и Культура», активисты ТГРО на протяжении без малого 20 лет занимались в той или иной степени распространением рериховских идей под видом культурологических мероприятий.

 

Встречи клуба проходили в актовом зале Дома Учителя (Центра работников образования) вплоть до его закрытия. В настоящее время (начало 2010 года) клуб «Рерих и Культура» не действует. Сейчас встречи рериховцев проходят периодически в помещении одной тульской библиотеки.

Наши сотрудники в 2002 году неоднократно посещали мероприятия клуба «Рерих и Культура». Рериховцы привлекали тогда внимание туляков разного рода интересными тематическими встречами.

Дом Учителя

 

 

На этих встречах (во всяком случае, в 2002 году) не звучала прямая «проповедь» рерихианства. Встречи носили в основном общественно-культурный характер. Но, почти все обсуждаемые там темы, так или иначе, были связаны с жизнью и деятельностью Рерихов. Для сведения размещаем в данном материале копию расписания мероприятий «Клуба Рерих и Культура».

Общее впечатление от участвующих в работе названного клуба рериховцев таково. Это весьма странного поведения люди, часть из которых четко подпадает под определение «гнилая интеллигенция». Аудитории рериховцы собирали небольшие. Приходили туда такого же рода специфические люди.

Не исключено, что ранее в рамках клуба «Рерих и Культура»  активисты ТГРО открыто «проповедовали» рерихианство в его религиозно-оккультной форме. Подтверждением этому служат слова бывшего функционера ТГРО Аблеева Р.С. Он в 2001 году писал:

"…Тульское городское рериховское общество, ряд членов которого, во главе с председателем Н.Ф. Авериным, решили, что с публичным утверждением идей Живой Этики пора заканчивать. Десять лет тульский Клуб «Рерих и Культура» нес идеи Рерихов в массы. И делал это в целом тонко и качественно. На одиннадцатому году председатель покаялся в ошибке и сказал, что от популяризации Живой Этики нужно отказываться.(07.05.01.)" http://agni3.narod.ru/AblDialog.htm

Получается, с начала 2000-х годов формат деятельности ТГРО несколько изменился.

Немаловажным будет отметить, что в конце 1990-х годов Аверина приглашали в Тульский Государственный Университет на дополнительные лекции по философии для студентов первых курсов различных специальностей. Так вот, на данных занятиях Аверин открыто проповедовал оккультно-религиозные идеи Рериховского движения. Как правило, в аудиториях сидели и слушали оккультные бредни Аверина немалое число студентов не достигших совершеннолетия.

На первом этаже главного корпуса ТулГУ много лет находился магазинчик теософской и оккультной литературы, открытый тульскими рериховцами.

Скандал

ТГРО в Туле несколько лет назад отметилось довольно заметным скандалом. Причиной скандала явился факт публикации в двух известных тульских газетах статей с критикой рерихианства и ТГРО.

В газете «Засечный рубеж» № 44 за ноябрь 2001 года была опубликована статья Н.Полтановой «Наступление на юные души», а в газете Администрации области «Тульские известия» № 245 от 24.10.01г. – статья Н.Мельниковой «Бедный «Филипок» или Нелегалы в детском центре». В этих статьях рассказывалось о деятельности тульских реририховцев, распространявших свои оккультно-религиозные идеи под видом «культуры» среди юных туляков.

ТГРО подало на указанные газеты в суд. Суд рериховцам удалось выиграть.

По некоторым данным, суд принял решение в пользу рериховцев благодаря благодушному расположению судьи по отношению к рериховскому движению и неактивной защите своих интересов  ответчиками.

Представители ТГРО, опираясь на решение суда, требовали от редакции «Засечного рубежа» публикации в газете опровержения, текст которого был подготовлен самими же рериховцами. Редакция «ЗР» отказалась это делать, и боле того, опубликовала статью «Исповедуем Христа а не Рериха…», в которой «засечники» заявили о том, что отказываются помещать в своей газете положительный материал о Рериховском движении т.к. это противоречит их религиозным убеждениям. Это разозлило рериховцев окончательно.

Н.Ф.Аверин после публикации в «ЗР» статьи «Исповедуем Христа а не Рериха…» обратился с письмом к архиепископу Тульскому и Белевскому Алексию, целью которого было указание, с точки зрения рериховца, на неправославность позиции «засечников» и, как следствие, вбивание (на всякий случай!) клина между Тульской епархией и авторами газеты «Засечный Рубеж». Аверин, так же намекал на необходимость вмешательства архиепископа Алексия в данный конфликт, ставя православного епископа как бы перед выбором: если примите сторону «засечников», то это будет противоречить решению суда; если примите нашу сторону, то уж извольте призвать сотрудников газеты, называющих себя  православными, опубликовать положительный материал о рериховцах. Епископ оказался мудрее. Ничего рериховцам и здесь добиться не удалось.

В конце концов, Аверин обратился за помощью в защите прав в «Тульский правозащитный центр», который без колебаний принял сторону рериховцев.

Активисты ТГРО с «правозащитниками» изрядно «пошумев» в итоге так же ничего не добились. В пылу же критики ненавистной им газеты «Засечный Рубеж» дошли до того, что стали обвинять «засечников» в преступлениях к которым они ну уж никак не могли быть причастными. Желая максимально опорочить своих противников  «правозащитники» писали:

«Сначала было слово – вышеуказанные публикации с попытками разжигания религиозной вражды в конце 2001г., а потом, вполне возможно, как причина стычки местной молодежи с иностранными студентами в г.Туле в начале 2002г. Найдутся ли в прокуратуре Тульской области мужественные люди, которые возбудят уголовные дела по ст. 282 «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»…» http://www.lenta.cjes.ru/?m=10&y=2005&lang=rus&nid=22470

Как связана критика оккультно-мистической организации рериховцев в «ЗР» и нападение через год после указанной публикации группы подростков на студентов из Африки (а именно на африканцев в тот год было совершено нападение), названные искатели правды не пояснили.

О степени обиды тульских рериховцев можно судить по списку обращений Аверина, нацеленных на принуждение публикации газетой «ЗР» опровержения. Мы его обнаружили в одном из материалов, опубликованных на просектантском сайте «Портал Кредо.ру»:

Председатель Тульского городского Рериховского общества Аверин Н.Ф. и депутат Государственной Думы РФ Коржаков А.В. неоднократно направляли обращения:

- Президенту Российской Федерации В.В.Путину,
- Главе Администрации Президента Российской Федерации Собянину С.С.,
- Руководителю Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Н.А.Винниченко, Тульской области Юсупову Ш.А.,
- Генеральным прокурорам Российской Федерации Устинову В.В., Чайке Ю.Я., прокурору Тульской области Ханжину В.И,
- Председателю Тульской областной Думы Татаринову О.В.,
- Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия РФ Боярскому Б.А.
- Председателю избирательной комиссии Тульской областии другие организации.

В Европейский суд по правам человека направлены жалобы Тульского городского Рериховского общества от 03.02.2006 г. и от 24.06.2006 г. в связи с нарушением статей 6, 10, 13 и 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (досье N 9856/06 от 03.02.2006).

Напомним, что в непонравившихся рериховцам статьях «Тульских известий» и «Засечного рубежа» содержалась информация об активной деятельности тульских рериховцев в детских образовательных учреждениях.

Кстати сказать, рериховцы и по сей день активно обучают тульских детей оккультно-мистическим «премудростям». И подтверждают это неоспоримые факты.

Обучение детей рерихианству

Активно этим в настоящее время занимается адепт рерихианства, член ТГРО Зимин Андрей Геннадьевич.

С 2004 года он состоит в должности заведующего планетарием Тульского городского центра детского (юношеского) творчества ДД(Ю)Т г.Тулы. Так же, он является куратором «научно-образовательной детско-юношеской программы «Навстречу звездам!» Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

На базе планетария при ДД(Ю)Т Зиминым постоянно организуются разного рода мероприятия и кружки для учащихся тульских общеобразовательных школ и других образовательных учреждений. Есть все основания полагать, что посредством данных мероприятий и кружков Зимин занимается обучением детей религиозно-оккультному мировоззрению Рериховского движения.

 

Ярким примером этому служит тульский школьник 1993 года рождения, воспитанник Дворца детского (юношеского) творчества г.Тулы Давид Володин. На сайте nataman.narod.ru сообщается о том, что Д.Володин в 2007 году принимал самое активное участие в работе международной научно-практической конференции «Живая Этика и наука», организованной Рериховским движением. Там же сообщалось, что его научным руководителем является педагог-организатор МОУДОД ДД(Ю)Т, руководитель детского объединения «Звездочет» Андрей Геннадьевич Зимин (http://nataman.narod.ru/news_arhiv7.html)

На другом рериховском сайте «Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих» о Давиде Володине написано следующее:

Давид Володин

 

 

«Мальчик осознает жизнь как единство материального и духовного, понимая единую природу материи и духа. Шаг за шагом, познавая отдельные составляющие мира и постепенно складывая мозаику жизни в единую картину, он пришел к выводу, что религия для него не является одним из фрагментов этой мозаики. Она разлита всюду, в каждом из ее фрагментов. Так путь постижения мира привел Давида к главному – к основам космического мировоззрения, где Космос и человек неразрывны в своем единстве…

Давид Володин участвовал во многих научных конференциях:

 2006 г. – выступил с докладом «Эффект Кирлиан. История открытия» на научной конференции во Дворце детского (юношеского) творчества;
2007 г. – представил доклад «Павел Флоренский – ученый, философ, священник, уникальное явление отечественной культуры» на научной  конференции во Дворце детского (юношеского) творчества;
2007 г. – принял участие в Международной научно-общественной конференции «Живая Этика и наука», организованной Международным Центром Рерихов, с докладом «Вселенная Павла Флоренского»;
2008 г. – выступил  на детско-юношеской конференции «Россия и космическое мышление», посвященной 145-летию со дня рождения В.И. Вернадского, с докладом «Роль сердца в новой системе познания» http://www.found-helenaroerich.ru/programs/talants/volodin/

Все это лишний раз указывает на посвященность мальчика в оккультно-религиозные доктрины рериховцев.

Зимин, начиная с 2005 года, ежегодно на базе планетария организует в рамках «научно-образовательной детско-юношеской программы «Навстречу звездам!» конкурсы и выставки детского рисунка. К участию в конкурсах привлекаются образовательные учреждения города, художественные школы, изостудии, клубы, объединения по интересам, детские общественные организации и движения.

В 2009 году на Тульском школьном портале Зиминым было опубликовано Положение о городской выставке детского рисунка «Навстречу звёздам!», посвящённой Году учителя (http://www.tulaschool.ru/parents/15/217/).

В нем, в частности, были прописаны примерные темы рисунков, должных принять участие в выставке:

-   Небесный огонь Красоты сияет во всех созданиях Земли.
-   Учителя человечества и герои, несущие огонь Любви, Красоты, Знания  людям.
-  Мифы, сказания разных народов о героях и Учителях человечества. Красота подвига сияет в веках.
-    Герои  в созвездиях звёздного неба.
-    Природа нуждается в нашей защите.

Содержание предложенных Зиминым тем указывает на их оккультно-религиозный характер. Использованные им понятия, такие как «Учителя», «Небесный огонь Красоты» и проч., в целом свойственны оккультно-религиозным доктринам Рериховского движения.

Без специального обучения «премудростям» рериховского учения принимающие участие в данной выставке дети не смогут понять смысл предложенных тем для рисунков.

Указанная выше выставка, посвящённая Году учителя, состоялась в конце марта 2010 года в Туле в Музее П.Н. Крылова.

Выставка включала в себя несколько десятков работ детей ряда тульских общеобразовательных школ и изостудий города. Среди представленных работ были рисунки оккультно-религиозного содержания. Точно известно, что один из рисунков такого содержания принадлежит воспитаннику изостудии Музея П.Н.Крылова. Второй рисунок с названием «Учитель» с изображенным в центре сидящим в позе лотоса Буддой, принадлежит воспитаннику (или воспитаннице) изостудии «Юный художник».

Все это указывает на то, что с определенным количеством детей, принимающих участие в этих выставках, в той или иной степени проводится работа по обучению рериховскому мировоззрению.

На возможность такого обучения детей в изостудии Музея П.Н. Крылова, указывает факт пребывания в числе работников музея научного сотрудника Зиминой Светланы Евгеньевны (предположительно супруга Зимина А.Г.).

 

 

 

Зимин с детьми

В качестве примера масштабности данного явления можно привести данные о количестве учреждений, участвовавших в городском конкурсе детского рисунка «Навстречу звездам» в марте 2009 года. Тогда на конкурс было представлено 85 рисунков из 26 общеобразовательных учреждений города Тулы: МОУ СОШ № 24, 30, 39, 67, 38, 55,19, 40,14,3, 50,17, 4, 44, 34, 70, 1, 16, 48, МОУ гимназия №1, МОУ гимназия №2 «Возрождение», МОУ школа-интернат №2,  МОУ гимназия №3, МОУ лицей №1, Прогимназия №2, МОУ НШДС №144.

Кроме описанного выше, Зиминым на базе планетария в 2008 году организована работа городского детско-юношеского научного общества «ПОЛЁТ».

В опубликованном Зиминым в 2008 - 2009 гг. на Тульском школьном портале анонсе сообщалось следующее: 

«В планетарии Дворца вы узнаете о звездном небе, созвездиях, галактиках, звездах, планетах. Вас ждут встречи с космонавтами, учеными, писателями, философами. Приглашаем юных учёных-искателей, художников, поэтов, музыкантов принять участие в работе городского детско-юношеского научного общества «ПОЛЁТ», созданного на базе планетария Дворца детского (юношеского) творчества. Мы рады будем расширить рамки сотрудничества со всеми заинтересованными в исследовательской деятельности лицами: учителями и руководителями школ, студентами и педагогами вузов, работниками музеев и библиотек». http://www.tulaschool.ru/parents/15/620/

По инициативе Зимина, начиная с 2005 года, проведено четыре городские детско-юношеские конференции «Россия и космическое мышление», в которых в основном принимают участие учащиеся тульских школ.

Предположительно самая первая выставка детского рисунка, организованная рериховцами в Туле состоялась в музее П.Н.Крылова в конце октября 2004 года. Выставка была приурочена к 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Выставлялись работы детей обучающихся в изостудиях и школах искусств Тулы (изостудия «Юный художник», изостудия музея П.Н.Крылова, ШИ им.Галынина, ШИ Поленова). Работы содержали изображения  природы, животных, жителей Индии и сюжеты теософской мистики.

Скорее всего, в тот год представители ТГРО и им помогавшие добровольцы обращались в названные выше образовательные учреждения с предложением организовать выставку детских рисунков, выполненных по мотивам картин Рерихов. Возможно, рериховцы даже проводили с детьми специальные занятия, на которых рассказывали о творчестве семьи Рерихов. Включали ли эти занятия рассказы о теософских воззрениях Рерихов, нам неизвестно, но если исходить из содержания рисунков, выставленных тогда в крыловском музее, то это вполне могло быть.

Все выше приведенное является неоспоримым доказательством внедрения рериховцев в систему образования Тульской области. Под видом культурно-творческих мероприятий, детей, зачастую без ведома их родителей,  обучают оккультно-религиозным доктринам.

Лишним подтверждением такому выводу служит письмо Зимина А.Г. в МЦР, в котором он попутно отчитывается о своей деятельности.

Иные формы «проповеди»

Еще одним выбранным ТГРО способом привлечения внимания жителей Тулы и области к рерихианству, является организация выставок репродукций картин Н.К.Рериха и С. Н. Рериха.

Рериховцы организовывали такие выставки уже в нескольких городах Тульской области. Среди них Ефремов (выставка в 2008 году проходила на базе Ефремовского художественно-краеведческого музея), Новомосковск и др.

Немаловажную роль в «проповеди» рерихианства играют и т.н. «Рериховские чтения».

«Рериховские чтения»

 

Как мы упоминали выше, ежегодно тульские рериховцы в городе Веневе Тульской области проводят «Рериховские чтения». Этот небольшой старинный город рериховцами выбран не случайно. Дело в том, что именно здесь, в городе Венёве, жил с 1961 года Б. Н. Абрамов - ученик и последователь Н. К. Рериха, вернувшийся на Родину в 1959 году из Китая. Абрамов получил международную известность после опубликования книг «Грани Агни Йоги».

Адептами рериховского движения Абрамов отнесен к числу «Учителей» и «Вдохновителей».

В краеведческом музее г.Венева рериховцами создана выставочная экспозиция, посвященная семье Рерихов и Б.Н.Абрамову.  Создателем этой экспозиции является Майя Петровна Чистякова, активный адепт рерихианства из города Щёкино. Экскурсия «Ученик Н.К.Рериха - Б.Н.Абрамов» включена в число основных экскурсий музея. Тульское рериховское общество является официальным партнером музея.

Б.Н.Абрамов

 

 

«Рериховские чтения» в Веневе проводятся ежегодно в начале августа начиная с 1997 года.

Рериховцы заранее в доступных им общественных помещениях размещают пригласительные объявления.

По неизменной традиции конференции в рамках «Рериховских чтений» проходят в школе искусств г.Венева, что лишний раз указывает на степень проникновения рериховцев в систему образования Тульской области.

«Чтения» активно поддерживаются Администрацией муниципального образования «Веневский район Тульской области». Веневские чиновники, возможно, не догадываются о сущности данного явления, считая его не более чем культурным мероприятием.

В работе Чтений, наряду с рериховцами, принимают участие руководство города, городской отдел культуры, Венёвский краеведческий музей.

Известен весьма интересный факт. В 2007 году по приглашению Сибирского рериховского общества на празднике в честь открытия музея Н.К.Рериха в Новосибирске побывала Наталья Викторовна Ермакова, начальник отдела по культуре г.Венёва Тульской области. Зачитав приветствие главы муниципального образования Александра Владимировича Пугачёва, она передала музею подарки от города Венёва.

В работе чтений в разные годы принимали участие рериховцы из Москвы, Подмосковья, Калуги, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Твери, Тулы, Щекина, Новомосковска, Дубны и др.

 

 

 

Н.В.Ермакова

Почти ежегодно на «чтениях» выступает с докладом Г.С. Линецкая, сотрудник кафедры духовного наследия Л.Н. Толстого ТГПУ.

Рериховцы-раскольники

ТГРО – не единственное объединение рериховцев в Туле. Есть еще одна группа. Ее образовал примерно в 2001 году бывший член правления, зам. председателя ТГРО, Аблеев Сергей Рифатович (В 1999 году он был награжден Международным Центром Рерихов медалью «Елена Рерих»).

Аблеев учинил раскол не только в тульском объединении рериховцев но и шире. Причиной раскола послужили разногласия, возникшие между ним и Международным Центром Рерихов.

На сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха опубликован список «Лжерериховцы и недобросовестные "исследователи"», в него наряду с известным миссионером Русской Православной Церкви и критиком рериховского движения диаконом Андреем Кураевым включены Аблеев и ряд других деятелей оккультного мира.

О группе Аблеева и его деятельности можно прочесть здесь подробнее >>>

 

Кроме Тулы заметна деятельность рериховцев, поддерживающих тесные отношения с ТГРО, в г.Щекино и в г.Новомосковске Тульской области.

Тульский информационно-консультативный центр по вопросам сектантства, 2010

 

Ссылки по теме

В библиотеку ТулГУ оккультисты заложили идеологическую «бомбу»